1. Установлены случаи и порядок изъятия у собственника земельного участка из земель сельхозназначения в случае его неиспользования по целевому назначению (Федеральный закон от 05.12.2022 N 507-ФЗ).
Такой земельный участок может быть изъят:
1) если не используется по целевому назначению в течение трех и более лет к моменту осуществления федерального гос. земельного контроля (надзора);
2) если в течение трех и более лет к моменту осуществления федерального гос. земельного контроля (надзора) используется с нарушением законодательства РФ не менее трех лет подряд;
3) если используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельхозназначения или причинение вреда окружающей среде;
4) если изъят ранее, после чего приобретен, но не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты его приобретения.
Уточнен порядок продажи изъятых участков с публичных торгов.
Установлен запрет для собственника земельного участка сельхозназначения, которому выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований, на передачу его в залог, переход, прекращение права собственности на такой земельный участок за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства. Запись о таком обременении вносится в ЕГРН.
В случае неустранения выявленных нарушений в срок, установленный в предписании, в ЕГРН вносится запись о запрете совершения любых сделок до завершения рассмотрения судом дела об изъятии земельного участка.
2. С 1 марта 2023 года сокращаются сроки согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (Федеральный закон от 05.12.2022 N 509-ФЗ).
В частности, сроки принятия решений в ряде случаев сокращены с 30 до 20 дней, при этом в случае, если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию, - с 45 до 35 дней.
При этом в 2022 -2023 гг. действует особый срок рассмотрения заявления - не более 14 дней (Постановлению Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
Кроме того, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, возложена обязанность в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке.
3. С 16 декабря размер задатка при продаже приватизируемого имущества, начальная цена которого составляет менее 100 млн. рублей, снижен с 20% до 10% (Федеральный закон от 05.12.2022 N 512-ФЗ).
4. С 16 декабря при заключении договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер платы или цена определяются исходя из величины кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи заявления (ходатайства) о предоставлении соответствующей услуги (Федеральный закон от 05.12.2022 N 513-ФЗ).
Исключение - ситуация, когда после подачи заявления кадастровая стоимость по ЕГРН снизилась. В этом случае применяется цена на день заключения договора.
5. С 5 декабря 2023 года закреплена возможность подачи в ФАС заявления об антиконкурентном соглашении, в целях смягчения административной ответственности (Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ).
Установлен перечень сведений такого заявления (информация о заявителе, описание нарушения, суть просьбы и др.).
Подать заявление можно в письменном виде или в форме электронного документа, который подписали квалифицированной электронной подписью.
Кроме этого, с 1 января 2024 года вводится обязанность заказчика в рамках Закона N 44-ФЗ предупреждать участника закупки об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и осуществления согласованных действий.
6. С 1 января 2023 года информация о субсидиях производителям товаров, работ, услуг размещается на едином портале бюджетной системы РФ в соответствии с установленным Минфином России порядком (Федеральный закон от 19.12.2022 N 521-ФЗ).
Правительство РФ наделено полномочием по утверждению единых правил предоставления субсидий, а также порядка отбора получателей.
Согласно общему правилу проведение отбора получателей субсидий будет осуществляться в ГИИС "Электронный бюджет". Требование о проведении отбора в информационной системе будет вводиться поэтапно, с учетом уровня бюджета, из которого предоставляются бюджетные средства.
7. С 1 марта 2023 года сократится перечень сведений, которые нужно указывать в уставе НКО (Федеральный закон от 19.12.2022 N 535-ФЗ).
Из перечня исключена информацию о филиалах, представительствах, порядке управления деятельностью, порядке внесения изменений, источниках формирования имущества НКО и др.
Более того, будет разрешено действовать по типовому уставу. Его утвердит Минюст России.
Предусмотрены и прочие изменения.
8. Вступили в силу изменения в БК РФ, направленные на совершенствование межбюджетных отношений в целях повышения роли городских агломераций (Федеральный закон от 28.12.2022 N 562-ФЗ).
Закреплена возможность предоставления "горизонтальных" субсидий между местными бюджетами в целях обеспечения реализации заключенных соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ.
Порядок заключения таких соглашений определяется уставом МО и (или) НПА представительного органа МО в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ.
Субъектам РФ предоставлено право установить дифференцированные нормативы налоговых отчислений в бюджеты МО, заключивших такие соглашения.
Также установлена возможность превышения общей суммы заимствований МО над общей суммой средств, направленных на финансирование дефицита местного бюджета, и объемов погашения долговых обязательств МО в определенных случаях.
9. Расширен перечень направлений деятельности для целей формирования государственного (муниципального) социального заказа на 2023 - 2024 годы (Федеральный закон от 28.12.2022 N 568-ФЗ).
Напоминаем, что положения о гос. (мун.) соц. заказе действуют в Ульяновской области с 1 сентября 2020 года по следующим направлениям деятельности:
1) соц. обслуживание (за исключением услуг в сфере соц. обслуживания в стационарной форме); 2) санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках гос. соц. помощи); 3) оказание паллиативной медицинской помощи; 4) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ; 5) спортивная подготовка; 6) содействие занятости населения.
Теперь к таким направлениям отнесены также:
- оказание физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в региональные перечни (классификаторы) гос. (мун.) услуг и работ;
- профилактика социально значимых заболеваний, кроме психических расстройств и расстройств поведения (за исключением осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и проведения профилактических и иных медосмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения);
- реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств).
10. Усовершенствована система оплаты нотариальных действий (Федеральный закон от 29.12.2022 N 588-ФЗ).
С 01.10.2023 нотариус, занимающийся частной практикой, взимает единый нотариальный тариф, включающий федеральный тариф и региональный тариф, учитывающий величину прожиточного минимума в субъекте РФ.
Также в обязанности нотариуса при совершении нотариальных действий включены правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме и др.
11. Предусмотрена возможность заключения муниципальным образованием концессионного соглашения и соглашения о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов информационных технологий и технических средств обеспечения функционирования таких объектов (Федеральный закон от 29.12.2022 N 604-ФЗ).
Также установлено, что в течение десяти рабочих дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения оно должно быть направлено на рассмотрение органу, уполномоченному на его рассмотрение.
Отказ в заключении концессионного соглашения допускается, помимо прочего, если:
- МО не обладает исключительным правом на указанный в предложении о заключении концессионного соглашения существующий объект информационных технологий или правом его использования в пределах, необходимых для заключения и исполнения концессионного соглашения;
- у МО отсутствуют право собственности или исключительное право на указанные в предложении о заключении концессионного соглашения существующие технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий или право пользования ими в объеме, необходимом для заключения и исполнения концессионного соглашения (в случае, если объектом концессионного соглашения наряду с объектами информационных технологий являются технические средства обеспечения их функционирования).
12. С 1 марта 2023 года не допускается отказ в приобретении арендуемого субъектом МСП не менее одного года движимого имущества, включенного в перечень гос. или мун. имущества, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам МСП, по причине отнесения его к имуществу, отчуждение которого не допускается, если на день подачи субъектом МСП заявления в указанном перечне отсутствовали сведения о таком отнесении (Федеральный закон от 29.12.2022 N 605-ФЗ).
Также установлено, что срок рассрочки оплаты движимого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение не должен составлять менее трех лет.
Состав и виды движимого имущества, не подлежащего отчуждению, установит Правительство РФ.
Действие данных положений распространяется на ранее заключенные договоры аренды.
13. Ограничена возможность привлечения к ответственности лиц, участвующих в тушении пожаров (Федеральный закон от 29.12.2022 N 606-ФЗ).
Введены понятия "оправданный риск" и "крайняя необходимость".
Установлено, что личный состав пожарной охраны и личный состав добровольной пожарной охраны, привлекаемые к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, и иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска или крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения пожара или их гибель, а также причинение материального ущерба.
14. С 01.01.2023 вступают в силу множество изменений в сфере градостроительной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2022 N 612-ФЗ).
Установлено, что на карте градостроительного зонирования отображаются территории, в границах которых предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства. Границы таких территорий могут не совпадать с границами территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
Требования к АГО должны быть указаны в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Информация о таких требованиях должна содержаться в град. плане земельного участка.
Требования к АГО ОКС включают в себя требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам ОКС, которые определяются Правительством РФ.
АГО подлежит согласованию с уполномоченным ОМСУ при осуществлении строительства, реконструкции ОКС. Порядок согласования устанавливается Правительством РФ. Срок выдачи согласования не может превышать десять рабочих дней.
Согласование АГО не требуется в отношении:
1) ОКС, расположенных на земельных участках, действие град. регламента на которые не распространяется;
2) объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство;
3) объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в пользовании учреждений, исполняющих наказание;
4) объектов обороны и безопасности, объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства;
5) иных объектов, определенных Правительством РФ, НПА ОГВ субъектов РФ.
Основанием для отказа в согласовании АГО является несоответствие архитектурных решений ОКС, определяющих его АГО и содержащихся в проектной документации либо в задании застройщика или технического заказчика на проектирование ОКС, требованиям к АГО, указанным в град. регламенте.
Полученное согласование АГО в числе других документов прилагается застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
До 1 сентября 2023 года в правилах землепользования и застройки:
1) на картах град. зонирования отображаются территории, в границах которых предусматриваются требования к АГО;
2) в град. регламентах указываются требования к АГО.
В указанных случаях внесение изменений в ПЗЗ осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
При этом до 1 сентября 2023 года согласование АГО осуществляется в соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 1 июля 2021 года N 275-ФЗ.
Кроме вышеуказанных изменений законом сокращен срок согласования ген. плана и изменений в него с гос. органами и ОМСУ с двух месяцев до тридцати дней. После истечения указанного срока ген. план считается согласованным.
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту ПЗЗ сокращена до одного месяца.
Сокращен ряд сроков, касающихся подготовки и утверждения документации по планировке территории, порядка внесения в нее изменений и ее отмены.
Предусмотрена возможность изменения показателей функционирования автомобильных дорог при осуществлении их кап. ремонта, если такие изменения не влекут за собой изменение класса, категории и (или) границ полос отвода.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство больше не нужно будет прилагать уникальный номер записи об аккредитации юрлица, выдавшего положительное заключение негос. экспертизы проектной документации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию не требуются: ГПЗУ, ППТ и ПМТ, акт приемки ОКС, акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного ОКС проектной документации, документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Кроме того, установлено, что с 01.01.2024 выдача разрешения на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции ОКС на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами осуществляется ОМСУ по месту нахождения земельного участка.
15. Правительство утвердит обязательные для исполнения единые стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг по предоставлению гражданам компенсации части родительской платы за детский сад и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (Федеральный закон от 29.12.2022 N 614-ФЗ).
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.
16. Уточнен порядок перепрофилирования или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью (Федеральный закон от 29.12.2022 N 635-ФЗ).
Такие действия допускаются в случаях, установленных Правительством РФ.
По общему правилу реорганизация гос. и мун. организаций, образующих соц. инфраструктуру для детей, допускается в случаях, установленных гражданским законодательством, без изменения назначения объектов такой инфраструктуры, являющихся гос. или мун. собственностью.
Запрещено изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных для размещения объектов, предназначенных для организации отдыха и оздоровления детей, за исключением отдельных случаев.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта такой инфраструктуры, либо о реорганизации или ликвидации мун. организаций, образующих такую инфраструктуру, порядок создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки данной комиссией заключений устанавливаются уполномоченными ОМСУ с учетом общих принципов устанавливаемых Правительством РФ.
Имущество, которое является мун. собственностью и предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медпомощи детям и профилактики заболеваний у них, соц. защиты и соц. обслуживания детей, используется в порядке, определенном МПА.
17. Закреплен новый порядок действий органов местного самоуправления по вовлечению невостребованных земельных долей в оборот (Федеральный закон от 29.12.2022 N 639-ФЗ).
Новой статьей 19.3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ установлено, что до 1 января 2025 года ОМСУ имеет право, обратиться в суд с требованием о признании права мун. собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
Если обращения в суд не последовало, то с 1 января 2025 года ОМСУ автоматически приобретает на указанные земельные доли право мун. собственности.
До 1 января 2025 года ОМСУ имеет право принимать участие в общем собрании участников долевой собственности от имени лиц, чьи земельные доли признаны невостребованными. Полномочия представителя ОМСУ подтверждаются доверенностью и утвержденным списком невостребованных земельных долей.
До 1 января 2025 года ОМСУ имеет право передавать в аренду земельный участок, выделенный в счет невостребованной земельной доли, в порядке, установленном земельным законодательством.
Кроме того, теперь ОМСУ не "вправе утвердить" а "утверждает" самостоятельно список невостребованных земельных долей в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято такое решение.
Также теперь ОМСУ не "обязан", а "имеет право" обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
18. Предусмотрена возможность перераспределения законом субъекта РФ полномочий в сфере образования между органом местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ (Федеральный закон от 29.12.2022 N 642-ФЗ).
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
19. С 06 января 2023 года ФАС России будет рассматривать досудебные споры и разногласия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 12.12.2022 N 2288) по вопросам установления и (или) применения тарифов в сфере обращения с ТКО, возникающих между уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО, и потребителями.
В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения решения по спору ФАС будет привлекать виновных лиц к административной ответственности и устанавливать новый срок исполнения решения.
20. Предусмотрен особый порядок установления (корректировки) тарифов регулируемых организаций в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2022 и 2023 годах (Постановление Правительства РФ от 13.12.2022 N 2295).
Не применяются отдельные положения Основ ценообразования в области обращения с ТКО в случае неисполнения инвестиционной программы регулируемой организации в 2022 году.
21. Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам государственных и муниципальных закупок (Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359).
С 29 декабря перечень ситуаций, когда информацию и документы из реестра контрактов не размещают в ЕИС, дополнили, в частности, закупками у едпоставщика работ по мобилизационной подготовке и закупками товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума;
Изменение затронет закупки, которые объявят после этой даты.
22. При продаже государственного и муниципального имущества, начальная цена которого составляет менее 100 млн рублей, сумма задатка уменьшена с 20% до 10% (Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 N 2382).
Документом, подтверждающим поступление задатка будет являться выписка со счета, указанного в информационном сообщении о продаже имущества.
23. Скорректированы положения общих требований к нормативным актам, регулирующим предоставление субсидий (Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 N 2385).
Также введено ограничение на установление в правовых актах, регулирующих предоставление субсидий по льготным кредитам, ряда требований, в том числе к наличию опыта, а также наличию материально-технической базы, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии.
Рекомендовано органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из местного бюджета субсидий юрлицам, ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении в них изменений.
24. Определен порядок подготовки и заключения договора водопользования, если право на его заключение приобретается на аукционе (Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 N 2378).
Подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юрлица, физлица, ИП или по своей инициативе осуществляют ОМСУ в отношении водных объектов, находящихся в собственности МО.
Определены: процедура обращения с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование; перечень документов, прилагаемых к заявлению; порядок организации и проведения аукциона, а также заключения договора водопользования.
Напоминаем, что договор водопользования заключается на аукционе, кроме случаев, когда предметом договора является использование акватории водного объекта для целей забора (изъятия) водных ресурсов, производства электрической энергии, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, для лечебных, оздоровительных и рекреационных целей, а также кроме случаев пролонгации договоров на новый срок.
ПРИКАЗЫ
25. Обновлена процедура направления госорганами и органами местного самоуправления запросов в Федеральную нотариальную палату для проверки наличия сведений об отмене доверенности, выданной в простой письменной форме, в реестре распоряжений об отмене доверенностей (Приказ Минюста России от 14.12.2022 N 392).
С 11 января 2023 года такой запрос должен содержать информацию:
1) о дате (число, месяц, год) выдачи доверенности;
2) о доверителе:
физлице - ФИО, дата рождения;
юрлице - ИНН либо ОГРН;
3) о доверенном лице (лицах):
физлице - ФИО, дата рождения;
юрлице - ИНН либо;
4) о правовом основании предоставления уполномоченным органом гос. или мун. услуги или исполнения гос. или мун. функции. Запрос подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа.
Ответ о наличии или отсутствии сведений направляется должностному лицу уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.
26. Актуализирован порядок обеспечения доступности официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления в сети "Интернет" для инвалидов по зрению (Приказ Минцифры России от 12.12.2022 N 931).
27. Уточнен порядок оформления акта осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, который проводится при проведении мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (Приказ Росреестра от 06.10.2022 N П/0378).
Акт подготавливается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя комиссии, либо в форме документов на бумажном носителе.
Во втором случае он подписывается всеми членами комиссии, уполномоченный орган осуществляет перевод документа в форму электронного образа документа и заверяет УКЭП уполномоченного должностного лица такого органа или УКЭП председателя комиссии. В указанном случае электронный образ акта имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе.
РАСПОРЯЖЕНИЯ
28. Рекомендованы критерии определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий (Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2022 N 4132-р).
Определено, что "опорный населенный пункт" - населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медпомощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких МО.
"Прилегающая территория" - территория населенных пунктов, население которых имеет возможность получения медпомощи, образования, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей на базе инфраструктуры опорного населенного пункта, и межселенная территория.
Напоминаем, что одним из приоритетов пространственного развития РФ до 2025 года является опережающее развитие территорий с низким уровнем соц.-эконом. развития, обладающих собственным потенциалом эконом. роста, а также территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием эконом. потенциала, в том числе через развитие опорных населенных пунктов (Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р).
ИНФОРМАЦИЯ
29. Минтрудом России разработаны "Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)".
В частности: отмечено, что уточненные сведения за предыдущие декларационные кампании не представляются, но в рамках текущей декларационной кампании к сведениям могут быть приложены применимые пояснения; отдельно указаны полномочия субъектов РФ и МО в регулировании вопросов невозможности представления сведений некоторыми категориями лиц; актуализирован перечень выплат, которые могут быть признаны доходом для целей законодательства РФ о противодействии коррупции, а также перечень денежных средств, которые не являются таким доходом и прочее.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
30. Органы местного самоуправления Ульяновской области наделены государственными полномочиями Ульяновской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по статьям 13.2 - 13.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях (Закон Ульяновской области от 08.12.2022 N 127-ЗО).
Речь идет о составлении протоколов об административных правонарушениях на транспорте должностными лицами местных администраций поселений, городских округов, а также муниципальных районов, местные администрации которых исполняют полномочия местных администраций поселений.
Также установлено, что если правилами благоустройства парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, отнесены к объектам благоустройства, то административные правонарушения по невнесению платы за пользование парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения признаются административными правонарушениями в сфере благоустройства территории, совершенными с использованием транспортных средств.
В случае фиксации таких административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи к административной ответственности за их совершение привлекаются собственники (владельцы) ТС, а административного штрафа, налагаемого на них, составляет одну тысячу рублей.
Кроме того, утратила силу норма Кодекса об ответственности за нарушение установленного порядка содержания остановочных пунктов всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения.
31. Скорректированы положения об очередности предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно (Закон Ульяновской области №128-ЗО от 08.12.2022).
Если гражданин дважды отказался от предоставления земельного участка и (или) не направил заявление о предоставлении земельного участка в установленный срок, уполномоченный ОМСУ принимает решение об изменении очередности постановки гражданина на учет, которая в таком случае определяется датой и временем направления гражданином второго заявления об отказе от предоставления земельного участка либо датой и временем, в которые истек установленный срок направления заявления о предоставлении земельного участка.
Решение принимается не позднее тридцати пяти календарных дней со дня получения извещения об указанных фактах от органа, уполномоченного на предоставление земельных участков.
32. Утратила силу норма о наделении ОМСУ муниципальных районов и городских округов Ульяновской области гос. полномочиями по предоставлению полного гос. обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся и (или) обучающихся в муниципальных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Закон Ульяновской области №130-ЗО от 08.12.2022).
33. С 1 января 2023 года дополнен перечень полномочий ОМСУ МО "город Ульяновск" в сфере градостроительной деятельности, которые исполняются уполномоченными исполнительными органами Ульяновской области (Закон Ульяновской области №148-ЗО от 20.12.2022).
К ним отнесено установление порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам ген. планов, проектам ПЗЗ, ППТ, ПМТ, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или ОКС, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС.
Также уточнен вопрос организации и проведения общественных обсуждений по документам территориального планирования и град. зонирования муниципальных районов, городских округов и поселений Ульяновской области и изменениям в указанные документы.
34. Дополнен перечень гарантий, которые предоставляются членам семей мобилизованных (военнослужащих) (Постановление Правительства Ульяновской области от 06.12.2022 N 718-П).
Предоставлены следующие права:
- на бесплатное получение соц. услуг в форме соц. обслуживания на дому, в полустационарной форме в случае признания членов семей мобилизованных (военнослужащих) нуждающимися в соц. обслуживании - в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 06.08.2015 N 385-П;
- на соц. сопровождение специалистами ОГКУ соц. защиты населения Ульяновской области - в порядке, установленном НПА исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего гос. управление в сфере социальной защиты населения;
- на бесплатное обучение в гос. образовательных организациях Ульяновской области по дополнительным общеобразовательным программам - в порядке, установленном соответствующим исполнительным органом Ульяновской области.
35. До 01.01.2024 приостановлено действие нормы, согласно которой муниципальное образование обязано обеспечить организацию исполнения бюджета муниципального образования на основе Соглашения о применении режима первоочередных расходов (Постановление Правительства Ульяновской области №729-П от 09.12.2022).
Указанное соглашение должно содержать условия: о передаче территориальному органу Федерального казначейства по Ульяновской области функций финансового органа муниципального образования по открытию и ведению лицевых счетов главным распорядителям и получателям средств бюджета муниципального образования и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования, учету бюджетных и денежных обязательств и санкционированию операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств бюджета муниципального образования; об очередности списания денежных средств в соответствии с перечнем первоочередных платежей, осуществляемых за счет средств бюджета муниципального образования; о недопустимости осуществления перечислений по расходным обязательствам муниципального образования, не включенным в перечень первоочередных платежей, при наличии просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам муниципального образования, включенным в этот перечень, а также при наличии просроченной кредиторской задолженности по долговым обязательствам и (или) бюджетным обязательствам муниципального образования.
Скорректирована форма соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Ульяновской области.
36. Внесены изменения в Правила предварительного отбора проектов комплексного развития сельских территорий Ульяновской области или сельских агломераций на территории Ульяновской области (Постановление Правительства Ульяновской области №739-П от 14.12.2022).
Установлено, что предварительный отбор проводит Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
Введена норма, согласно которой заявочная документация может быть направлена в Министерство в электронной форме с использованием системы электронного документооборота CompanyMedia, если местная администрация является ее участником.
В новой редакции изложен порядок приема и рассмотрения заявочной документации.
Установлено, что местные администрации до 1 мая текущего года представляют в Министерство утвержденный список, документы и подписанный работодателем и согласованный местной администрацией перечень планируемых к созданию новых штатных единиц, для замещения которых в соответствующем финансовом периоде работодателем будут привлечены граждане, журналы регистрации документов, сведения об объеме средств местных бюджетов для строительства (приобретения) жилых помещений на сельских территориях Ульяновской области, предоставляемых по договорам найма жилых помещений, а также сведения о внесении работодателем вклада в различных формах в строительство (приобретение) жилых помещений на сельских территориях Ульяновской области, предоставляемых по договорам найма жилых помещений.
37. Введен третий этап распределения дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований (Постановление Правительства Ульяновской области №741-П от 14.12.2022).
Установлено, что на третьем этапе распределение дотаций осуществляется при недостатке собственных средств на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений по итогам исполнения бюджетов МО за 9 месяцев текущего года. Скорректирована формула расчета объема дотации, предоставляемой бюджету МО. Введены: формула расчета объема дотации, предоставляемой бюджету МО на третьем этапе; формула расчета величины расчетного дефицита бюджета МО, не обеспеченного собственными доходами бюджета МО.
38. Внесены изменения в правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования отдельных расходных обязательств (Постановление Правительства Ульяновской области №25/748-П от 14.12.2022).
Речь идёт о расходных обязательствах, возникающих в связи с организацией благоустройства дворовых территорий МКД, территорий общего пользования (площадей, бульваров, улиц, набережных и парков); возникающих в связи с развитием ТОС, расположенных в границах поселений и городских округов Ульяновской области, в части мероприятий по благоустройству; возникающих в связи с благоустройством дворовых территорий, территорий общего пользования и территорий объектов соц. инфраструктуры, в том числе погашением кредиторской задолженности.
В частности, скорректированы: условия предоставления субсидий; критерии отбора поселений, городских округов для предоставления субсидий.
39. На 2023 год продлено действие нормы, согласно которой заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ульяновской области, муниципальных нужд муниципальных образований Ульяновской области у единственного поставщика, определенного соответственно правовыми актами Правительства Ульяновской области и правовыми актами местных администраций муниципальных образований Ульяновской области (Постановление Правительства Ульяновской области №765-П от 15.12.2022).
Установлено, что распоряжение Правительства Ульяновской области, постановление местной администрации МО Ульяновской области больше не содержат положения: о порядке оплаты товаров, работ, услуг; об обязанности единственного поставщика исполнить свои обязательства по контракту непосредственно или о его возможности привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, а также о требовании к объему исполнения единственным поставщиком своих обязательств по контракту непосредственно; об обязанности или о праве заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств.
Скорректирована форма предложения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.
40. На 12 месяцев продлены без проведения торгов сроки действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026 (Постановление Правительства Ульяновской области №773-П от 19.12.2022).
Установлено, что решение о продлении срока действия договора на размещение НТО принимается уполномоченным исполнительным органом Ульяновской области, либо ОМСУ МО Ульяновской области.
Для продления срока действия договора владелец НТО не позднее 10 рабочих дней до дня окончания срока действия договора подает в уполномоченный орган заявление о продлении срока действия договора. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает решение о продлении срока действия договора (об отказе в продлении срока действия договора). В случае принятия решения о продлении срока действия договора уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляет владельцу НТО дополнительное соглашение к договору.
Также на 12 месяцев продлены сроки действия разрешений на право организации рынков, а также на право организации и проведения ярмарок, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026.
41. Величина прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год установлена в следующих размерах: в расчете на душу населения - 12794 рубля; для трудоспособного населения - 13945 рублей; для пенсионеров - 11003 рубля; для детей - 12915 рублей (Постановление Правительства Ульяновской области от 21.12.2022 N 778-П).
42. Введен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, применяемый с 01.01.2023 (Постановление Правительства Ульяновской области №789-П от 23.12.2022).
Выше девяти этажей - 9,86 руб./кв. м
От пяти до девяти этажей включительно - 9,98 руб./кв. м
До пяти этажей - 10,09 руб./кв. м
43. Скорректирован перечень показателей, используемых для определения объема дотаций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (Постановление Правительства Ульяновской области № 791-П от 23.12.2022).
Перечень дополнен показателем, отражающим результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах охраны здоровья и социального обслуживания, а также показателем "Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа, муниципального района".
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
44. Конституционным Судом даны разъяснения по вопросу перерасчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П).
КС РФ пришёл к следующим выводам:
Услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент.
Сама по себе обязанность собственника жилого помещения в МКД по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТК возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии МКД в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.
Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в МКД от оплаты данной коммунальной услуги.
Правовое регулирование по рассматриваемому вопросу практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях). К тому же при установлении соответствующего регулирования могла учитываться и распространенность практики сдачи собственниками принадлежащих им жилых помещений в коммерческий наем без предоставления ими в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги, достоверных сведений о количестве фактически проживающих в жилом помещении граждан. С этой точки зрения такое регулирование может рассматриваться как преследующее конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, часть 11 статьи 155 ЖК РФ и пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не противоречат Конституции РФ. Указанные нормы не могут служить основанием для дифференцированного решения вопроса о предоставлении собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, права на перерасчет платы за вывоз ТКО, исчисляемой исходя из количества проживающих, на основании нормативов накопления ТКО, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия у этого собственника и иных лиц регистрации в этом жилом помещении.
45. Конституционным Судом разъяснены отдельные вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2022 N 55-П).
Часть 4 статьи 15 ЖК РФ и пункты 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания... позволяют суду при рассмотрении обращения заинтересованного лица об оспаривании заключения межведомственной комиссии и последующих актов ОМСУ признать в судебном решении жилое помещение пригодным или непригодным для проживания либо возложить на комиссию обязанность принять соответствующее решение, если комиссией либо судом установлены все необходимые и достаточные для этого обстоятельства.
46. Конституционный Суд разъяснил особенности заключения договора с единственным участником торгов (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 N 57-П).
Положения ГК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку эти нормы - по своему конституционно-правовому смыслу и в системной связи с ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - не предполагают обязанности заказчика (организатора торгов) заключить договор, на право заключения которого проводятся обязательные торги, с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если в положении о закупке прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно.
Документами, регламентирующими закупки, не может допускаться ситуация, когда заказчик (организатор торгов) действовал бы в отношениях с единственным участником торгов по своему произвольному усмотрению.
47. Представлен "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022).
В частности, закреплены следующие выводы:
1. Вопрос о принудительной выплате денежной компенсации за незначительную долю в праве собственности на жилое помещение разрешается судом исходя из баланса интересов сособственников этого помещения с учетом фактических обстоятельств конкретного дела (Определение N 82-КГ22-3-К7).
2. Повторное технологическое присоединение энергопринимающего устройства, которое ранее в надлежащем порядке было технологически присоединено, не требуется при смене собственника или иного законного владельца (Определение N 39-КГ22-5-К1).
3. Соц. выплата, предоставленная молодому специалисту на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, использованная им по целевому назначению в соответствии с условиями договора, заключенного с органом публичной власти, не подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (Определение N 8-КГ21-16-К2).
4. При расчете среднедушевого дохода семьи для оказания мер гос. соц. поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в составе дохода семьи не учитывается размер алиментов, уплаченных супругом на содержание ребенка от предыдущего брака (Определение N 65-КГПР22-1-К9).
5. Собственник имущества ликвидируемого автономного учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения перед контрагентом по публичному договору (Определение N 307-ЭС21-23552).
6. Взносы на кап. ремонт многоквартирного дома, помещение в котором передано публичным собственником на основании договора безвозмездного пользования (ссуды) учреждению, подлежат уплате собственником помещения (Определение N 309-ЭС22-2604).
7. Оспаривание выкупной стоимости земельного участка, находящегося в аренде, лицом, имеющим намерение на его выкуп, увеличивает срок вынужденной аренды и возлагает на это лицо дополнительные расходы за пользование имуществом на период урегулирования спора, в том числе убытки, причиненные неправомерными действиями уполномоченного органа при определении выкупной стоимости (Определение N 308-ЭС21-23454).
8. Установление в качестве квалификационного критерия оценки заявок на участие в закупке наличия у участников опыта выполнения работ исключительно по гос. (мун.) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия и ограничивает свободу и доступ к публичным процедурам, предусмотренным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (Определение N 309-ЭС22-462).
9. При оценке законности правового акта уполномоченного органа об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гос. служащих, замещающих должности гос. гражданской службы, и урегулированию конфликта интересов необходимо исходить из того, что в данном акте должны быть указаны количество членов такой комиссии, не замещающих должности гос. гражданской службы, и их персональный состав (Определение N 7-КАД22-2-К2).
10. Решение об отказе в гос. регистрации прав, вытекающих из договора аренды земельного участка, находящегося в мун. собственности, признано незаконным, поскольку оно было принято с учетом недействительного условия договора аренды о запрете уступки соответствующих прав без согласия арендатора (Определение N 18-КАД22-28-К4).
11. Место и время совершения административного правонарушения являются обстоятельствами, характеризующими событие административного правонарушения, в связи с чем они входят в предмет доказывания и подлежат установлению при разрешении каждого дела об административном правонарушении (Постановление N 11-АД22-16-К6).
12. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении конкретное основание принятия такого решения подлежит указанию в судебном акте (Постановление N 11-АД22-25-К6).
13. КоАП РФ не содержит запрета на изменение основания прекращения производства по делу об административном правонарушении при пересмотре состоявшегося постановления. При этом решение, которым изменено основание прекращения производства по делу об административном правонарушении, не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент его вынесения (Постановление N 7-АД22-1-К2).
14. Постановление судьи кассационного суда общей юрисдикции об отмене вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены, должно быть мотивированным. Иное является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и влечет отмену такого постановления (Постановление N 49-АД22-2-К6).