ВВЕДЕНИЕ
Начавшаяся с принятия Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году реформа местного самоуправления в условиях глобализации предусмотрела такое полномочие муниципалитета как осуществление внешнеэкономической и международной деятельности.
Однако возникает проблема осуществления данного полномочия ввиду отсутствия нормативного правового акта, который бы регулировал его осуществление. Как следствие - эффективность созданных структурных подразделений в данной сфере очень низка. Также встает вопрос: можно ли отнести осуществление международных и внешнеэкономических связей органами местного самоуправления к решению вопросов местного значения, ведь социальное предназначение местного самоуправления состоит, прежде всего, в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения?
Сложился целый ряд проблем на уровне местного самоуправления, касающихся построения внешних связей муниципалитетов, и оказывающих существенное влияние на эффективность работы органов местного самоуправления:
- нет четкого понимания деятельности по построению внешних связей муниципальным образованием;
- нет должного определения полномочий и прав в сфере построения внешних связей муниципального образования;
- эффективность деятельности структурных подразделений в данной сфере крайне мала.
Внешние связи муниципального образования - это все связи муниципалитета с другими субъектами экономических отношений. Однако на сегодняшний день институт органов государственной власти не позволяет напрямую органам местного самоуправления взаимодействовать с международными структурами.
Анализ законодательства также дает понять причины проблем. В первую очередь, с осуществлением международной деятельности органами местного самоуправления связаны противоречия в Конституции Российской Федерации. Поскольку осуществление внешних связей субъектов Российской Федерации неразрывно связано с внешней политикой государства, то они подлежат координации со стороны федерального центра.
В статье 17 Федерального закона № 131 закреплено, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно осуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами. Однако необходимо констатировать факт, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации данных федеральных законов нет, поэтому муниципалитету можно осуществлять данное взаимодействие только совместно (например, с органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Следовательно, необходимо акцентироваться на такие виды взаимоотношений, как города-побратимы, приграничное сотрудничество, межмуниципальное сотрудничество с муниципальными образованиями Российской Федерации и других государств и развивать внешнеэкономические и международные связи муниципальных образований в рамках внешних связей Российской Федерации. На сегодняшний день этот подход реализован в законодательстве. В основных положениях развития местного самоуправления Российской Федерации закреплено, что развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживании добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории, поэтому им необходимо представить инструменты выстраивания связей на международном уровне.
Настоящие Стандарты разработаны с целью активизации внешних связей муниципальных образований Ульяновской области, систематизацию уже имеющихся связей и установление новых. Указанные в них требования являются при надлежащей реализации минимально достаточными и будут способствовать продвижению муниципальных образований региона на различных уровнях.
I. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ТЕКУЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
1. Должен быть проведён комплексный анализ социально - экономического положения и потенциала муниципального образования с указанием ресурсов его развития (инфраструктурные, производственные, кадровые, рекреационные, культурные, образовательные и другие, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства) и их краткая характеристика.
2. Должен быть проведён SWOT-анализ социально-экономического положения и выявление текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципального образования относительно других муниципальных образований.
3. Совместно с различными институтами развития муниципального образования должны быть определены перспективные направления развития и точки роста муниципального образования для их продвижения при осуществлении внешних связей.
II. НАЛИЧИЕ РЕЕСТРА КОМПАНИЙ-ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЭКСПОРТЁРОВ
1. По итогам проведённого анализа должен быть составлен реестр компаний и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования и готовых экспортировать свою продукцию за пределы Ульяновской области. Реестр должен включать в себя наименование компании, сведения о её руководителе, его контактные данные, а также каталог продукции, выпускаемой данной компанией.
2. Реестр должен быть оформлен в виде буклета с применением цветной печати.
III. НАЛИЧИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Должна быть разработана и сформирована качественная презентация потенциала муниципального образования в соответствии с брендбуком Ульяновской области («Ульяновск - к взлёту готов»).
2. Презентация должна содержать информацию об основных показателях муниципального образования и его конкурентных преимуществах.
3. В презентации должна быть представлена информация о перспективных направлениях развития и инвестиционной привлекательности муниципального образования и его точках роста.
4. Презентация должна содержать перечень и описание инвестиционных площадок, расположенных на территории муниципального образования.
5. В презентации должна содержаться контактная информация о структуре, осуществляющей внешние связи муниципального образования.
IV. НАЛИЧИЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. В муниципальном образовании должно быть официальное закрепление за ответственным сотрудником функций по развитию внешних связей, которые вместе с компетенциями и полномочиями должны быть отражены в должностном регламенте.
2. В квалификационных требованиях ответственного за осуществление внешних связей муниципального образования должны учитываться опыт работы в данной сфере, знание иностранного (желательно английского) языка на среднем уровне, уверенное пользование персональным компьютером.
V. НАЛИЧИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. В муниципальном образовании должен быть создан Координационный совет по развитию внешних связей муниципального образования, в состав которого должны входить лица, ответственные за экономическое и гуманитарное развитие муниципального образования, а также представители общественности и эксперты. На Координационном совете обсуждаются основные вопросы установления, развития и укрепления внешних связей муниципального образования, выявляется проблемное поле и вырабатываются решения по устранению или минимизации проблем, также обсуждаются и актуализируются планы работы в сфере развития внешних связей.
2. Заседания Координационного совета проводятся не реже одного раза в квартал.
3. Координационный совет должен включать в себя рабочие группы по приоритетным направлениям: экономическое и гуманитарное сотрудничество. Рабочие группы проводят заседания не реже одного раза в месяц с обсуждением текущего состояния внешних связей в данной сфере, реализации текущих проектов и выработкой предложений по повышению их эффективности.
VI. НАЛИЧИЕ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. В муниципальном образовании должен ежегодно формироваться план развития внешних связей, основной целью которого является продвижение муниципального образования на межрегиональном и международном уровнях и его развитие с использованием выявленных конкурентных преимуществ.
2. План должен соответствовать Плану мероприятий в сфере развития международных и межрегиональных связей Правительства Ульяновской области для проведения единой линии развития внешних связей региона и внешней политики Российской Федерации.
3. План должен включать в себя мероприятия, проводимые в муниципальном образовании и за его пределами, направленные на активизацию взаимодействия с муниципальными образованиями приграничных регионов и других субъектов Российской Федерации. Также в плане должны быть отражены мероприятия, проводимые в муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации, участие в которых будут принимать представители данного муниципального образования.
4. Представители муниципального образования должны принимать участие в международных и межрегиональных мероприятиях, организуемых Правительством Ульяновской области, для формирования положительного имиджа муниципального образования и его продвижения на международном и межрегиональном уровне, в том числе с целью привлечения иностранных и российских инвестиций и социально-экономического развития муниципального образования в целом. С этой же целью муниципальные образования должны принимать участие в выставках, проводимых на территории Ульяновской области, а также в комплексных застройках Ульяновской области при проведении выставки в зарубежных странах. Данная деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии с центрами развития предпринимательства муниципального образования
5. В плане мероприятий должны быть отражены визиты главы муниципального образования и ответственного за осуществление внешних связей муниципального образования в субъекты Российской Федерации (не реже одного раза в полугодие) и за рубеж в составе делегации Ульяновской области (не реже одного раза в год).
6. План должен публиковаться в наглядной форме на сайте муниципального образования и актуализироваться не реже одного раза в квартал.
7. Отчёт о выполнении плана мероприятий должен предоставляться в управление внешних связей администрации Губернатора Ульяновской области не реже одного раза в квартал.
VII. НАЛИЧИЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. На территории муниципального образования на регулярной основе должен функционировать центр развития предпринимательства.
2. Основными функциями центра являются:
- обеспечение доступа субъектов предпринимательской деятельности к информационным ресурсам, к поисковым и справочным системам;
- предоставление информации и консультаций субъектам предпринимательской деятельности по мерам государственной поддержки, предусмотренной на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в подготовке документов, необходимых для участия в областных, муниципальных программах поддержки предпринимательства, в государственных и муниципальных заказах и т.п.;
- осуществление мониторинга эффективности оказания государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
- организация мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства по повышению образовательного уровня.
3. Муниципальное образование должно тесно взаимодействовать с центром с целью продвижения товаров, производимых субъектами предпринимательской деятельности, при осуществлении внешних связей.
VIII. НАЛИЧИЕ НОВОСТНОГО ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Наличие на официальном сайте администрации муниципального образования раздела о деятельности в сфере развития внешних связей.
Раздел должен содержать следующую информацию:
- план развития внешних связей;
- мониторинг его исполнения (не реже одного раза в квартал);
- контактные данные руководителей и сотрудников администрации муниципального образования, чья деятельность направлена на осуществление внешних связей;
- презентация муниципального образования;
- реестр компаний-потенциальных экспортёров;
- перечень инвестиционных площадок
Также в разделе об осуществлении внешних связей должны быть постоянно актуализируемая новостная лента, ссылки на сайт управления внешних связей администрации Губернатора Ульяновской области, сайты институтов развития Ульяновской области.
2. Наличие и постоянное обновление инфографики (презентационной продукции) по потенциалу муниципального образования и его точек роста.
IX. ИЗУЧЕНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Наличие системы взаимодействия с российскими и региональными институтами развития муниципальных образований, советами, объединениями и ассоциациями муниципальных образований в целях изучения лучших практик и их применения по вопросу осуществления и развития внешних связей.
2. Муниципальное образование формирует перечень соответствующих организаций с указанием контактных лиц.
3. На постоянной основе (не реже 1 раза в полгода) проводится мониторинг практик, аккумулируемых данными организациями, и анализ возможности их применения в муниципальном образовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Само по себе внедрение Стандарта, т.е. формальное выполнение его требований не гарантирует узнаваемость муниципального образования на российском и международном уровне, но способствует формированию его положительного имиджа исходя из его уникальности.
Активизация и расширение географии внешних связей муниципального образования на всех уровнях к конечном итоге направлена на увеличение товарооборота, как на региональном, так и на международном уровне, повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования и региона в целом.
Контроль за внедрением Стандартов будет осуществляться управлением внешних связей администрации Губернатора Ульяновской области.
В ходе осуществления внешних связей муниципальными образованиями будет составлен рейтинг их активности.