Администрация МО «Инзенский район» представляет доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Инзенского района (далее - Доклад), подготовленный в целях исполнения пункта 3.2 соглашения между Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Администрацией муниципального образования «Инзенский район» о внедрении на территории муниципального образования «Инзенский район» Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации от 10.07.2019г. (далее - Соглашение).
Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления Ульяновской области, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Ульяновской области систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции на территории Инзенского района.
Развитие конкуренции - важный и необходимый шаг к формированию экономики, как района, так и региона, которая способствует снижению цен, повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка. Доклад является основой для определения органами местного самоуправления приоритетных направлений деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки мер по обеспечению конкуренции.
В Докладе приведен анализ состояния конкурентной среды в муниципальном образовании «Инзенский район» по итогам 2021 года, как на основе статистических данных, так и по результатам опроса, проведенного Администрацией муниципального образования «Инзенский район» (далее - Администрация района). Кроме того, в Докладе отражены основные мероприятия, проводимые Администрацией района по развитию конкуренции, в том числе по внедрению Стандарта, реализации Плана мероприятий по содействию развитию конкуренции, достижению ключевых показателей.
1. Состояние конкурентной среды в МО «Инзенский район»
Конкурентную среду в МО «Инзенский район» формирует совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов осуществлять успешную предпринимательскую деятельность. Состояние конкурентной среды значительно различается по секторам экономики и рынкам товаров и услуг. Это связано с условиями их функционирования и уровнем развития, ценовой политикой хозяйствующих субъектов и множеством других факторов.
К числу основных критериев развития конкуренции в районе относятся показатели динамики количества хозяйствующих субъектов на данной территории. По данным ИФНС по Ульяновской области по итогам 2021 года
общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории МО «Инзенский район» составило 617 единиц, из них 128 - юридические лица и 489 - индивидуальные предприниматели. Темп роста к уровню прошлого года составил 97,5%.
За период с января по декабрь 2021 года от субъектов предпринимательской деятельности поступило 108975,2 тыс. руб. налоговых доходов, что составляет 109% от показателя прошлого года.
Основными отраслями деятельности малого и среднего бизнеса муниципалитета являются:
- 39,3 % розничная и оптовая торговля;
- 7,2 % операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг;
- 8,3 % обрабатывающие производства;
- 10 % сельское хозяйство;
- 4,3 % строительство;
- 6,8 % транспорт и связь;
- 24,1 % прочие.
Инзенский район - это промышленный район с монопрофильной экономикой. Ее основу составляют предприятия лесоперерабатывающего и диатомитоперерабатывающего комплекса.
Практически весь район - это территория малого и среднего бизнеса. Но развитие малого и среднего предпринимательства в поселениях происходит весьма неравномерно, как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. 79 % всех индивидуальных предпринимателей сосредоточены в Инзенском городском поселении, в сельских поселениях района занято 21%.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на протяжении последних 5 лет имеет тенденцию роста. Однако тот факт, что с 9 июля 2020 года на территории Ульяновской введен новый налоговый режим «налог на профессиональный доход» для самозанятых граждан, который способствовал переходу части индивидуальных предпринимателей в самозанятые. За 2021 год открылось 89 предпринимателей, закрылось 105 предпринимателей. Всего в Инзенском районе по состоянию на 01.01.2022 зарегистрировано 498 самозанятых граждан (по состоянию на 01.01.2021 было зарегистрировано 92 самозанятых).
Достаточно высока предпринимательская и инвестиционная активность субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания. В настоящее время на долю субъектов малого и среднего предпринимательства приходится порядка 84% объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков) и общественного питания.
Общее количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 1 января 2022 г. составило более 5,7 тысяч человек. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий по состоянию на 1 января 2022 г. составила 83,6%, что на 0,8 процентных пункта выше аналогичного показателя прошлого года. К концу 2022 году прогнозируется ее увеличение до 84%. На 1 тысячу жителей района приходится 21,8 единиц субъектов малого и среднего предпринимательства.
Муниципальные заказчики осуществляют муниципальные закупки у субъектов малого предпринимательства. Годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства составляет в среднем не менее 15%. Анализируя проведенные процедуры, можно сказать, что фактически 58% контрактов заключено с субъектами малого предпринимательства. Около 80% торгов за 2021 год проведены в электронной форме.
В целях стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в районе действует программа «Формирование благоприятного инвестиционного климата в МО «Инзенский район» на 2015-2022», основная цель которой - создание на территории муниципального образования «Инзенский район» благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса, способствующих созданию новых рабочих мест и развитию реального сектора экономики.
В рамках реализации Программы функционирует АНО «Центр развития предпринимательства Инзенского района Ульяновской области».
Основные задачи Центра:
-оказание информационных, консультационных, образовательных и прочих услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, включая сопровождение их деятельности;
- участие в мероприятия, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование;
- содействие в реализации инновационных проектов малого и среднего предпринимательства, в том числе поиск источников финансирования, потенциальных потребителей продукции и услуг, установление деловых контактов.
По состоянию на 01.01.2022 года из 617 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории МО «Инзенский район», 80 представителей бизнеса получили субсидии в размере МРОТ, 27 субъектов МСП данную субсидию не получили по причинам задолженности по налогам и уменьшения количества работников.
За 2021 год Центром развития предпринимательства оказано 1094 услуг (консультаций, семинаров).
Количество уникальных субъектов МСП, которым оказаны меры поддержки:
- по направлению консультаций -90 субъектов МСП,
- по направлению семинаров - 47 субъектов МСП.
- семинары для лиц, желающих стать предпринимателями - 150 чел.
За январь декабрь 2021 года оказана помощь в электронной регистрации в налоговой инспекции 7 субъектам МСП и 30 самозанятым гражданам.
Центром развития предпринимательства оказана помощь в подготовке документов для получения субсидии для предпринимателей, торгующих в малых населенных пунктах численностью до 500 человек. В итоге субсидию получили 8 предпринимателей Инзенского района на общую сумму 400 тыс.рублей.
Двум предпринимателям на открытие собственного дела Центром занятости населения Инзенского района выданы выплаты в размере 138 тыс.рублей
Центр развития предпринимательства с мая 2021 года ведет активную работу по привлечению кандидатов на заключение социального контракта на открытие или развитие предпринимательской деятельности. Осуществляется помощь в составлении бизнес планов для получения поддержки. Кроме того осуществляется помощь в регистрации в качестве самозанятого для граждан заключивших соцконтракт на развитие ЛПХ.
Всего за данный период органом соцзащиты Инзенского района было заключено 6 социальных контрактов на ведение предпринимательской деятельности на общую сумму порядка 1,2 млн.рублей.
В 2018 году была принята муниципальная программа «Формирование благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области на 2018-2022гг».
В Инзенском районе выстроилась чёткая структура взаимодействия Администрации района с предпринимательским сообществом.
В районе создан Координационный совет в сфере малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Инзенский район», создана комиссия по снятию административных барьеров, деятельность которых направлена на устранение административных барьеров. При этом проблемные вопросы предпринимательского сообщества рассматриваются при непосредственном участии заявителей.
Для формирования благоприятного делового климата на территории района ежеквартально проводятся недели предпринимательских инициатив, в рамках которых в течение недели в поселениях муниципального образования проходят выездные встречи с предпринимателями. Совместно с предпринимательским сообществом формируются предложения, направленные на упрощение условий ведения предпринимательской деятельности на основе практики сложившейся при взаимодействии предпринимателей с государственными органами и органами местного самоуправления, а также предложений по совершенствованию норм муниципальных, региональных и федеральных правовых актов, усложняющих условия ведения бизнеса.
В целях создания благоприятного делового климата для развития малого и среднего предпринимательства в МО «Инзенский район» проводятся следующие мероприятия:
1. Мониторинг муниципальных закупок;
2. Организация участия бизнеса в ежегодном форуме-выставке региональных производителей товаров и услуг «Сделано в Ульяновской области»;
3. Организация участия бизнеса во Всероссийском бизнес-форуме «Деловой климат в России» и форуме деловых женщин;
4. Проведение на территории муниципального бизнес -форума «Ульяновская область: территория бизнеса - территория жизни»;
5. Проведения анализа влияния проектов нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией района, на состояние конкурентной среды при проведении оценки регулирующего воздействия таких проектов;
6. Проведение на территории Инзенского района недель региональных предпринимательских инициатив;
7. Размещение информации о реализации имущества, находящегося в собственности муниципального образования, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов;
8. Реализация программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Инзенского района Ульяновской области;
9. Проведение акции «Месячник налоговой помощи и финансовой грамотности»;
10. Проведение муниципального этапа регионального социально - образовательного проекта «Академия женского бизнеса»;
11. Проведение образовательных семинаров для школьников старших классов и студентов «Азбука предпринимательства».
Для предпринимателей, зарегистрированных на территории моногорода Инзы ставка по займу снижена на 1 %.
За 2018 год выдано 10 займов на сумму 9,9 млн. рублей.
За 2019 год выдано 14 займов на сумму 18,34 млн. рублей.
За 2020 год выдано 12 займов на сумму 13,15 млн. рублей.
За 2021 год выдано 11 займов на сумму 13 млн.рублей.
Факторов, ограничивающих развитие конкуренции, за 2021 год не выявлено.
Стоит отметить в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
С 16.06.2020 года ООО «Инзенский ДОЗ» был включен в список участников национального проекта по повышению производительности и занятости населения. Подписали соглашения с региональным Министерством промышленности и транспорта об участии в национальном проекте и прошли процедуру очного отбора.
В 2021 году Инзенский деревообрабатывающий завод стал победителем в номинации "Продукция производственно-технического назначения" за продукт: Фанера березовая марки ФК из березового шпона. Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России"!
Участие в национальном проекте предоставляет новые возможности предприятию. Это привлечение экспертов Федерального центра компетенций с целью внедрения механизмов повышения производительности труда на предприятии без значительных финансовых вложений; привлечение займов на льготных условиях; профессиональная переподготовка руководителей и специалистов предприятия. Данный национальный проект позволит Инзенскому деревообрабатывающему заводу лучше раскрыть производственный потенциал, повысить производительность и выработку.
Так же на территории района активно реализуется национальный проект проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы».
2. Анализ состояния и развития конкурентной среды
6 сентября 2019 г. № 915 подписано постановление «Об утверждении Перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции на территории МО «Инзенский район» Ульяновской области», 13 сентября 2019 г.- утвержден План мероприятий по содействию развитию конкуренции. В конце 2021 года, был проведен анализ состояния и развития конкурентной среды товарных рынков на территории муниципального образования. В результате анализа выявлено, что наиболее развита конкурентная среда в следующих товарных рынках: рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, рынок жилищного строительства, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами.
Недостаточно развита конкуренция на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, рынок услуг детского отдыха и оздоровления.
3. Оценка результатов реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», а также достижение целевых показателей развития конкуренции
3.1. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами
Для рынка розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, характерно наличие аптечных организаций, осуществляющих деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, и аптечных организаций, осуществляющих деятельность на территории только муниципального образования «Инзенский район».
Основными проблемами на указанном товарном рынке в Инзенском районе являются:
закрытие аптечных организаций и снижение уровня доступности фармацевтической деятельности для населения из отдалённых поселений Инзенского района в связи с реструктуризацией аптечной сети;
экономическая неэффективность розничных продаж лекарственных средств в муниципальных образованиях Инзенского района с численностью населения до 10 тыс. человек;
На территории МО «Инзенский район» розничную продажу лекарственных препаратов осуществляют 7 фармацевтических учреждений, (11 аптечных пункта, относящихся к субъектам бизнеса.
В целях увеличения числа аптечных пунктов частной формы собственности, в течение года были проведены встречи с субъектами бизнеса, работающими в данной сфере. Доля аптечных пунктов субъектов бизнеса в общем количестве составляет 100%.
3.2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
На территории района услуги по оздоровлению детей оказывают детский оздоровительный центр «Юлово» и ГУЗ областной детский противотуберкулезный санаторий «Юлово». Доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности составила 54,7%.
Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок услуг детского отдыха и оздоровления являются:
отсутствие зданий и помещений, соответствующих требованиям СанПиН и пригодных для оказания услуг детского отдыха и оздоровления;
отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров в соответствующей области;
сложность привлечения кредитных средств для строительства детских оздоровительных лагерей.
На территории Инзенского района осуществляет свою деятельность АНО «Центр развития предпринимательства Инзенского района Ульяновской области, которая оказывает организационную, консультационную и информационную поддержку, в том числе, и организациям, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг в сфере отдыха детей и их оздоровления в Ульяновской области.
В 2021 году, желающих, из числа субъектов бизнеса, осуществлять деятельность в сфере оздоровления детей, не было.
3.3. Рынок реализации сельскохозяйственной продукции
Сельскохозяйственным производством в Инзенском районе занимаются 25 сельскохозяйственных предприятий, из них 6 предприятий - общества с ограниченной ответственностью, 15 крестьянских фермерских хозяйств и 4 сельскохозяйственных кооператива: 2 кооператива занимающиеся сбором и переработкой молока (СППСК «Фабрика», СССПК «Инзамолпром»), 1 кооператив занимаются сбором молока и выращиванием зерновых и кормовых культур (СПК «Звезда) 1 кооператив занимается переработкой зерновых и зернобобовых культур (СПСК «Шмель»).Около 3200 семей ведут личные подсобные хозяйства. За 2021 год сельскохозяйственными предприятиями района было реализовано продукции на сумму 20 млн.руб в том числе сельскохозяйственными кооперативами района было реализовано продукции на сумму 12,3 млн. руб. или 26 %
Рынок продукции сельского хозяйства является примером рынка свободной конкуренции. На этом рынке множество независимых продавцов, а следовательно, цена автоматически устанавливается на среднем уровне и влиять на неё отдельные продавцы не могут. Продукция сельского хозяйства практически однородна и стандартизирована, поэтому производитель ограничен в рекламировании своего товара, ему трудно выделить качества, присущие только его продукции.
Основными рисками для ведения финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей являются:
нарастающий диспаритет цен: рост цен на промышленную продукцию, приобретаемую сельхозтоваропроизводителями, происходит гораздо более высокими темпами, чем рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
нестабильность закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
снижение уровня платёжеспособности населения, обусловленного снижением реальных доходов населения, в свою очередь вызванным ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, бытовые услуги, транспортные услуги и т.д.;
снижение уровня платёжеспособности населения приводит к изменению структуры потребления продуктов: сокращение спроса на более дорогие продукты питания и увеличение спроса на более дешёвые продукты;
жёсткие требования банков к выдаче кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям;
высокие требования крупных торговых сетей к условиям поставки продукции;
возможная гибель посевов сельскохозяйственных культур в результате воздействия опасных агрометеорологических явлений, что ведёт к недополучению урожая и невозможности выполнения контрактных обязательств по поставке продукции в организации оптовой и розничной торговли.
В целях повышения возможности для сельскохозяйственных товаропроизводителей реализации произведенной ими продукции, на территории Инзенского района проводятся сельскохозяйственные ярмарки. За 2021 год было проведено 2 сельскохозяйственные ярмарки. Реализовано продукции на сумму более 1 млн. рублей.
Кроме того, сельскохозяйственные предприятия активно принимают участие в реализации программ, предусматривающих меры поддержки.
В 2021 году Глава крестьянского фермерского хозяйства Парда Авлиакулович Уразов получил грантовую поддержку на развитие семейной животноводческой фермы в размере 3 млн. руб. На сегодняшний день приобретено 30 голов стельных телок. В январе 2022 года приобретет еще 16 голов.
Информация о реализуемых мерах поддержки и порядке их предоставления публикуется в местной газете «Вперед», на сайте Администрации района, а так же доводится на сходах граждан.
3.4. Рынок жилищного строительства
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по данному виду деятельности числится 10 субъектов бизнеса, осуществляющие деятельность. Бюджетных учреждений в данной сфере нет.
Основными проблемами на рынке жилищного строительства являются: снижение покупательской активности населения, повышение средней стоимости жилья на первичном рынке, повышение стоимости строительно - монтажных работ.
За 2021 год было введено в эксплуатацию 15,6 тысячи квадратных метров жилой площади.
На официальном сайте Администрации района в разделе «Реестр инвестиционных проектов» периодически размещается информация об инвестиционной деятельности в Инзенском районе по направлению строительства.
3.5. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по данному виду деятельности, осуществляют деятельность 10 субъектов МСП. Бюджетных учреждений в данной сфере нет.
В 2021 году было выдано 23 разрешения на капитальное строительство не жилых помещений. По итогам 2021 года было введено в эксплуатацию 8 зданий нежилого назначения, общей площадью 7 290,16 кв. метров.
Основными проблемами на рынке строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, являются: большое количество процедур для получения разрешения на строительство, недостаток заказов на работы, неплатежёспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий, высокий процент коммерческого кредита, недостаток квалифицированных рабочих.
На официальном сайте Администрации района в разделе «Реестр инвестиционных проектов» периодически размещается информация об инвестиционной деятельности в Инзенском районе по направлению строительства.
3.6. Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)
На территории Инзенского района расположено 424,25 км автомобильных дорог местного значения, из них автомобильных дорог с афальтобетонным покрытием - 61,0 км, что составляет 14,4% от общей протяженности, с щебёночным покрытием - 164,3 км или 38,7%, с грунтовым покрытием - 197,45 км или 46,5%, с бетонным - 1,5 км или 0,4%.
Ежеквартально, Управлением ЖКХ, ТЭК и дорожной деятельности проводится мониторинг организаций, задействованных в дорожной отрасли, ведется соответствующий реестр. В результате стоит отметить, что конкуренция в дорожной отрасли в Инзенском районе варьирует в зависимости от видов работ. В настоящий момент на территории муниципального образования «Инзенский район» ремонт автомобильных дорог осуществляют ООО «ДРСУ Инза» .
Все предприятия, осуществляющие дорожную деятельность, относятся к частному сектору.
Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок дорожной деятельности являются: необходимость крупных вложений в материалы и оборудование, отсутствие стабильного финансирования.
3.7. Рынок архитектурно-строительного проектирования
В Инзенском районе зарегистрировано 4 субъектов бизнеса, имеющие право выполнять проектные работы.
Доля частного сектора на рынке архитектурно-строительного проектирования составляет 100%.
Основными факторами, ограничивающими архитектурно-строительное проектирование, являются:
- ухудшение ситуации на строительном рынке приводит к отсутствию заказов на проектные работы;
- неплатёжеспособность заказчиков;
- конкуренция со стороны недоброкачественных проектных организаций, которые устанавливают заниженные цены на проектные работы;
- частое внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в области проектирования.
В целях повышения качества архитектурно-строительного проектирования, а так же согласования проектов с общественностью, все инвестиционные проекты в области строительства рассматриваются на заседаниях Градостроительного Совета МО «Инзенский район».
В 2021 году градостроительный совет проводился 1 раз по вопросу строительства магазина, расположенному по адресу пер. Овражный, 4.
В 2021 году договора на услуги по подготовке проектной документации для объектов бюджетной сферы, были заключены с субъектами бизнеса.
3.8. Рынок добычи общераспространённых полезных ископаемых на участках недр местного значения
Мониторинга организаций в сфере добычи общераспространённых полезных ископаемых ведется постоянно. В настоящее время в реестре лицензий на право пользования недрами, содержащими месторождения общераспространённых полезных ископаемых, числится 8 недропользователей. Все недропользователи являются хозяйствующими субъектами частной формы собственности.
Осуществляют деятельность в сфере добычи полезных ископаемых 3 предприятия: ООО «Скамол рус», ООО «Волжские минералы» и ООО «Стройресурс».
Инзенский район обладает значительными подтверждёнными запасами и ресурсами строительных материалов (песок, песчано-гравийные материалы, строительный камень, диатомиты, глины, мел).
На рынке добычи общераспространённых полезных ископаемых на участках недр местного значения отсутствуют существенные ограничения вхождения на рынок потенциальных конкурентов. Одной из основных задач, решение которой направлено на увеличение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке, является их информирование по вопросам, связанным с размещением месторождений, их запасами и возможностью вовлечения месторождений в стадию освоения.
В целях информирования организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, на сайте Администрации района размещается информации об участках недр, предлагаемых к продаже на территории МО «Инзенский район».
3.9. Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)
Рынок теплоснабжения является регулируемой отраслью субъектов естественной монополии, нуждающийся в привлечении частного капитала для повышения качества и надёжности услуги теплоснабжения для потребителей.
Мониторинг объектов теплоснабжения проводится постоянно. На территории муниципального образования «Инзенский район» в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии) осуществляют деятельность 2 теплоснабжающие организации, которые находятся в частной собственности.
В соответствии с законодательством объекты теплоснабжения переданы в концессию ООО «КИТ-Энергия». Деятельность ООО «ЭКО-Сервис» осуществляется на основании договора аренды муниципального имущества.
Проблемы рынка теплоснабжения (производство тепловой энергии): необходимо проведение модернизации котельной № 10 г. Инза с мазутного топлива на газ. Данные мероприятия будут выполнены после газификации микрорайона «Китовка».
3.10. Рынок услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов
С 2019 года Ульяновская область перешла на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Определены региональные операторы 4-х зон территориальной схемы обращения с отходами.
Проблематика рынка по сбору и транспортированию ТКО обуславливается отсутствием базы данных отходообразователей.
На территории района услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов оказывает региональный оператор ООО «Горкомхоз».
Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности на рынке услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов - 100%.
Постановлением Администрации МО «Инзенский район» от 27.09.2019 №979 утвержден реестр размещения мест накопления ТКО и поэтапному переоборудованию существующих, а так же сооружения новых контейнерных площадок.
3.11. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
На территории муниципального образования «Инзенский район» в сфере управления многоквартирными домами деятельность осуществляют лицензиаты, в том числе осуществляющие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. По состоянию на 01.01.2022 в реестре лицензий значатся 4 лицензиата из них 3 организации, относящихся к субъектам бизнеса и 1 бюджетная организация.
Площадь МКД, обслуживаемая управляющими компаниями составляет 228,2 м2, муниципальной компанией - 82,2 м2. Доля муниципальной компании в общей площади составляет 36%. Соответственно на частные компании приходится 64% квадратных метров.
Информация о компаниях, имеющих лицензии по управлению многоквартирными домами, размещена в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Администрации МО «Инзенский район».
3.12. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам
регулярных перевозок
В целях определения перевозчиков на муниципальных маршрутах, ежегодно Администрацией района проводится открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам.
В 2021 году, на территории муниципального образования «Инзенский район» пассажирские перевозки осуществляли 3 перевозчика: АО «Инзенское АТП», ИП Колотилин И.В., ИП Мельников Ю.Н.
АО «Инзенское АТП» осуществляют перевозки на основании заключенных ранее договоров с Администрацией муниципального образования «Инзенский район» на осуществление пассажирских перевозок.
ИП Колотилин И.В., ИП Мельников Ю.Н. пассажирские перевозки осуществляют на основании выданных Администрацией муниципального образования «Инзенский район» карт маршрута и свидетельств на осуществление пассажирских перевозок.
Основной проблемой развития рынка пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам остаётся дублирование маршрутной сети города износ подвижного состава.
Общее количество перевезенных пассажиров за 2021 год составляет 259,5 тысяч человек, из них 141,1 тысяч человек или 54,3%, перевезенных частными перевозчиками.
3.13. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Инзенского района
Ульяновской области
Доля негосударственных перевозчиков на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси составляет 100 процентов.
На территории района в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси осуществляют свою деятельность 18 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основной проблемой остается тот факт, что в данном сегменте активно «работают» нелегальные перевозчики, доля которых на сегодняшний день хоть и уменьшается, но остаётся довольно высокой.
В целях увеличения количества субъектов бизнеса в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории Инзенского района создана и действует межведомственная комиссия по снижению неформальной занятости. В 2021 году в сфере такси было проведено 2 мониторинга, охвачено 11 человек, в результате было выявлено, что 1 человек осуществлял деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В течение года, был поставлен на учет в налоговом органе.
3.14. Рынок лёгкой промышленности
На сегодняшний день предприятия лёгкой промышленности в Инзенском районе Ульяновской области испытывают трудности, связанные с неконкурентоспособностью продукции. Рынок лёгкой промышленности заполнен дешевой продукцией из стран Азии, а также большим количеством контрафактной продукции.
Предприятия легкой промышленности испытывают дефицит капитала на развитие и модернизацию производства. Спрос на продукцию в связи с кризисным состоянием экономики существенно снижается, существует недостаток квалифицированных рабочих.
На территории района в сфере лёгкой промышленности осуществляют свою деятельность 9 субъектов бизнеса. Доля частного сектора на рынке лёгкой промышленности в Инзенском районе составляет 100%.
АНО «Центр развития предпринимательства Инзенского района Ульяновской области» в случае необходимости оказывает консультационную помощь о мерах поддержки, направленных на развитие легкой промышленности.
3.15. Рынок производства кирпича
На территории района производство кирпичей осуществляет ООО «Скамол Рус». Ежегодно данное предприятие производит порядка 10 миллионов штук условных кирпичей для строительства. Бюджетных учреждений в данной сфере нет.
Основными проблемами на рынке производства кирпича являются: сложности в поиске помещений и площадок для организации производства кирпича.
На официальном сайте Администрации района в разделе «Реестр инвестиционных проектов» периодически размещается информация об инвестиционной деятельности в Инзенском районе по направлению строительства.
Так же на сайте Администрации района размещена информация об имеющихся разведанных месторождениях полезных ископаемых, в том числе пригодных для производства кирпича.
3.16. Рынок производства бетона
На территории Инзенского района производством бетона занимаются ООО «Бифен» и ООО «Диамикс». Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности в общем количестве хозяйствующих субъектов на рынке производства бетона в Инзенском районе составляет 100%. Бюджетных учреждений в данной сфере нет.
На официальном сайте Администрации района в разделе «Реестр инвестиционных проектов» периодически размещается информация об инвестиционной деятельности в Инзенском районе по направлению строительства.
Постоянно ведется мониторинг жилищного строительства на территории Ульяновской области, результаты которого доводятся до организаций, занятых в сфере производства бетона.
3.17. Рынок оказания ритуальных услуг
По состоянию на 1 января 2022 года на территории МО «Инзенский район» ритуальные услуги оказывают 6 индивидуальных предпринимателей. В настоящее время доля частного сектора на рынке ритуальных услуг в Инзенском районе составляет 100%.
Мониторинг развития конкурентной среды на рынке ритуальных услуг осуществляется каждое полугодие, после чего формируется реестр организаций, осуществляющих деятельность в данной сфер.
3.18. Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств
На территории района ремонтом автотранспортных средств занимаются 8 субъектов бизнеса. Бюджетных учреждений в данной сфере нет.
Мониторинг развития конкурентной среды на рынке услуг по ремонту автотранспортных средств осуществляется каждое полугодие, после чего формируется реестр организаций, осуществляющих деятельность в данной сфер.
4. Системные мероприятия по развитию конкуренции на территории муниципального образования «Инзенский район» в Ульяновской области
1. Обеспечение прозрачности и доступности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
В целях повышения уровня открытости, доступности и эффективности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на основании распоряжения Правительства Ульяновской области № 125-пр от 18.03.2019 г., Администрацией муниципального образования «Инзенский район» разработано и принято постановление № 556 от 05.06.2019 г. «О мерах по автоматизации закупок малого объема». Настоящим постановлением определены случаи и сроки начала осуществления закупок малого объема с использованием электронных торговых систем.
Постановление своевременно доведено до муниципальных заказчиков муниципального образования «Инзенский район». В настоящее время ведутся подготовительные работы по переходу к осуществлению закупок малого объема посредством использования электронных торговых систем.
В целях информационного обеспечения всех заинтересованных лиц о состоянии муниципальных закупок на территории МО «Инзенский район», ведется единая информационная система, которая обеспечивает формирование, обработку и хранение необходимых данных: информацию о финансовом обеспечении, планируемых закупках муниципальных заказчиков района, извещения об осуществлении закупок с приложением соответствующей документации, информацию о контрактах, заключенных на территории муниципального образования. Вся информация, содержащаяся в единой информационной системе является открытой, общедоступной и предоставляется безвозмездно. Нормативно правовые документы, регулирующие закупочный процесс, размещены в соответствующем разделе официального сайта муниципального образования «Инзенский район».
2.Развитие конкурентоспособности товаров, работ, услуг субъектов МСП
В целях развития конкурентоспособности товаров местных товаропроизводителей, Администрация района организует участие бизнеса в ежегодном форуме-выставке региональных производителей товаров и услуг «Сделано в Ульяновской области». 23.04.2021 делегация от Инзенского района приняла участие в форуме «Сделано в Ульяновской области». Выставки своей продукции представили ИП Елена Куприянова (кафе «Вкусный домик»), ООО «Эколес» и кооператив «Инзамолпром».
11 марта 2021 года делегация от Инзенского района в составе 3 человек приняла участие в IV Международном форуме деловых женщин. В номинации «Бизнес в сфере продвижения и рекламы» победу одержала предприниматель Елена Мордвинкина, руководитель агентства «Инфолио» в городе Инза.
3.Устранение избыточного муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров
Администрация муниципального образования «Инзенский район» предоставляет 53 муниципальные услуги.
Проведена оптимизация процесса предоставления муниципальных услуг, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, для субъектов предпринимательской деятельности:
В результате были сокращены сроки предоставления следующих муниципальных услуг:
1.Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства - до 5 календарных дней;
2. Утверждение схемы расположения земельного участка или участков на кадастровом плане территории из состава земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена - до 14 календарных дней;
3. Присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение - до 7 календарных дней;
4. Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков до 14 календарных дней.
Реализована подача заявлений в электронном виде, посредством ЕПГУ по 18 муниципальным услугам:
1.Выдача градостроительного плана земельного участка.
2.Присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование таких адресов.
3.Предоставление архивных справок, архивных копий, архивных выписок, информационных писем, связанных с социальной защитой, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций, подготовленных на основе документов, находящихся в муниципальной собственности.
4.Приватизация жилых помещений.
5.Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
6.Предоставление информации и выписок
из реестра муниципального имущества.
7.Выдача разрешения на установку рекламных конструкций.
8.Признание граждан малоимущими, в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
9.Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
10.Выдача разрешений на ввод объектов
в эксплуатацию на территории Ульяновской области в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
11.Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
12.Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения
в многоквартирном доме.
13.Выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования.
14.Направление уведомления о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
15.Направление уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
16.Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).
17.Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из состава земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
18.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В 2021 году работа в данном направлении будет продолжена.
В целях недопущения возникновения случаев ограничения конкуренции в результате принятия нормативно - правовых актов, на территории Инзенского района внедрена процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а так же проведения экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район». За 2021 год подготовлено 3 заключения об ОРВ и 5 заключений об экспертизе муниципальных нормативно правовых актов. В рейтинге муниципальных образований по оценке регулирующего воздействия Инзенский район на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции.
4.Создание условий для недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки
По состоянию на 01.01.2022 года муниципальное образование Инзенский район и муниципальное образование «Инзенское городское поселение» осуществляет функции учредителя в отношении 3 муниципальных унитарных предприятий
- МУП «Благоустройство Инзенского района»
- МУП «Инзенская ярмарка»
- МУП Инзатеплоком, которое в настоящее время находится в стадии банкротства.
Препятствий для входа на рынок товаров и услуг для субъектов бизнеса нет.
5. Стимулирование новых предпринимательских инициатив
В целях стимулирования новых предпринимательских инициатив, на территории Инзенского района ежеквартально проводятся недели региональных предпринимательских инициатив.
В рамках проведения недель Региональных предпринимательских инициатив ежеквартально в 2021 году проводились встречи с субъектами МСП в поселениях Инзенского района с целью создания благоприятного делового климата.
6.Обеспечение равных условий доступа к информации о реализации имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области
В целях обеспечение равных условий доступа к информации о реализации имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Инзенский район» вся информация о проведении аукциона в электронной форме размещается на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, официальном сайте муниципального образования «Инзенский район» www.inza.ulregion.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
За 2021 год было проведено 8 аукционов по продаже имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Инзенский район» и в собственности муниципального образования «Инзенское городское поселение». Так же проведено 5 процедур продажи муниципального имущества посредством публичного предложения. торги по продаже муниципального имущества были признанны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок.
В результате указанных аукционов было заключено 2 договора купли-продажи на общую сумму 1358136,3 рублей.
7.Обеспечение и сохранение целевого использования
муниципальных объектов недвижимого имущества в социальной сфере
В собственности муниципального образования «Инзенский район» и муниципального образования «Инзенское городское поселение» находится большое количество объектов относящихся к жилищно-коммунальной сфере (объекты водоснабжения, водоотведения, объекты теплоснабжения).
Большая часть данных объектов подлежит реконструкции. В связи с чем, Администрацией муниципального образования «Инзенский район» на систематической основе проводится работа, направленная на модернизацию коммунальной инфраструктуры задействованной в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении МО «Инзенский район» путем передачи объектов по концессионному соглашению.
По состоянию на 31.12.2021 муниципальное образование «Инзенский район» и муниципальное образование «Инзенское городское поселение» выступает стороной (концедентом) в четырех концессионных соглашениях, предметом которых являются объекты коммунальной сферы:
№ п/п |
Дата, номер Концессионного соглашения |
Срок действия концессионного соглашения |
Стороны концессионного соглашения |
|
Концессионер |
Концедент |
|||
1 |
№1 от 11.08.2018 |
25 лет |
ООО «Кит-Энергия» |
Муниципальное образование «Инзенский район» |
2 |
№2 от 06.11.2019 |
25 лет. |
Концессионер ООО «Эко-Сервис» |
Муниципальное образование «Инзенский район» |
3 |
№1 от 17.10.2019 |
20 лет. |
Концессионер ООО «Арт-Бюро-Профи» |
Муниципальное образование «Инзенское городское поселение» |
4 |
№1 от 31.12.2020 |
25 лет. |
ООО «Сфера» |
Муниципальное образование «Инзенское городское поселение» |
Предметом концессионных соглашений, заключенных с Обществом с ограниченной ответственностью «Кит-Энергия», Обществом с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис», является эксплуатация, реконструкция существующих объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Инзенский район». Концессионные соглашения исполняются в рамках временных сроков, заложенных в инвестиционные программы.
Предметом концессионного соглашения, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Арт-Бюро-Профи», является строительство и дальнейшая эксплуатация котельной плавательного бассейна. Концессионное соглашение в части строительства фактически исполнено. Ведутся работы по постановки объекта на государственный кадастровый учет и регистрация права. После сдачи в эксплуатацию концессионером будет осуществляться эксплуатация объекта.
Предметом концессионного соглашения, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Сфера», являются эксплуатация и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения Инзенского городского поселения и с. Сюксюм.
8. Содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций
На территории Инзенского района зарегистрировано и действует 8 ТОС:
- ТОС «Движение» с. Забалуйка муниципального образования Оськинское сельское поселение;
- ТОС «Созидание» сёл Чамзинка и Коноплянка муниципального образования Коржевское сельское поселение;
- ТОС «Надежда» с. Аристовка муниципального образования Черемушкинское сельское поселение;
- ТОС «Наша Жизнь» с. Труслейка муниципального образования Труслейское сельское поселение;
- ТОС «Родник» с. Аргаш муниципального образования Труслейское сельское поселение;
- ТОС «Возрождение» с. Сюксюм муниципальное образование Сюксюмское сельское поселение;
- ТОС «Родничок» с. Палатово муниципального образование Валгусское сельское поселение;
- ТОС «Центр» р.п. Глотовка муниципальное образование «Глотовское городское поселение»)
и 1 НКО (Некоммерческая организация Инзенское хуторское казачье общество Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскового казачьего общества). В 2021 году некоммерческим сектором проделана большая работа по грантовым проектам победителей региональных и межрегиональных конкурсов.
В рамках реализации федеральной программы "Формирование комфортной городской среды" в границах 8 ТОС продолжается благоустройство общественных пространств. Установлены качели, вазоны, ограждена детская площадка, построены уличные туалеты, спилены аварийные деревья и сделаны пешеходные дорожки.
ТОС «Движение» с. Забалуйка за истекший год успешно выполнило несколько проектов. Все они направлены как на развитие самого села, так и на приобщение населения к участию в процессе управления качеством общественной жизни и окружающей среды. Одним из главных достижений стала реализация в 2020-2021 годах проекта «Связь времён», по которому на территории ТОС обустроено общественное пространство, где установлены «Стена Памяти» и пилоны "Гордость земли Забалуйской".
Участники ТОС «Надежда» села Аристовка в 2021 году благоустроили здание бывшей сельской библиотеки. Теперь у местного населения появился личный спортивный зал с современными тренажёрами.
С помощью НКО в Инзенском районе ведётся активная работа с молодым поколением. Так, Инзенское казачье общество реализует 2 проекта - «Казачий разъезд» и «Казачья Русь». Первый проект направлен на изучение молодёжью исторических мест района и на обучение военно-тактической и туристической подготовке. Проект «Казачья Русь» направлен на патриотическое воспитание, на приобщение молодого поколения к истории казачества, а также пропагандирует здоровый образ жизни.
Всего за время работы социально ориентированных некоммерческих организаций на территорию Инзенского района привлечено около 17 млн. руб., из которых по итогам 2021 года 2,4 млн. руб.
9.Повышение уровня финансовой грамотности населения (потребителей) и субъектов МСП
За 2021г было организовано 522 площадки финансовой грамотности, количество обученных граждан Инзенского района составило 19 155 человек, из них:
-дети дошкольного возраста и воспитанники детских домов: 1 277 чел. на 98 площадках;
-школьники и студенты: 6 453 человек на 277 площадках;
- взрослое население: 10 176 человек на 86 площадках;
-пенсионеры: 613 человек на 30 площадках;
- предприниматели: 636 человек на 31 площадках.
5.Результаты деятельности по внедрению
Стандарта развития конкуренции
В рамках исполнения Соглашения между Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Администрацией муниципального образования «Инзенский район» о внедрении на территории муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации от 10.07.2019 Администрацией муниципального образования «Инзенский район» проделана следующая работа:- постановлением Администрации МО «Инзенский район» от 06.09.2019 №915 утвержден Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции на территории МО «Инзенский район» Ульяновской области»
- постановлением Администрации МО «Инзенский район» от 13.09.2019 №934 утвержден «План мероприятий по содействию развитию конкуренции на территории МО «Инзенский район» Ульяновской области на 2019-2022 годы;
- проведено 4 заседания координационного Совет по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории МО «Инзенский район.
- в актуальном состоянии поддерживается раздел «Стандарт развития конкуренции» на официальном сайте муниципального образования «Инзенский район» http://inza.ulregion.ru/114/10220/
- в рамках методической поддержки субъектов МСП по вопросам развития конкуренции на официальном сайте Администрации района в разделе «Стандарт развития конкуренции» размещены нормативно - правовые акты, принятые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, регламентирующих деятельность по развитию конкуренции;
- ведется мониторинг качества товаров и услуг, барьеров доступа и ведения деятельности, удовлетворенности хозяйствующих субъектов и граждан состоянием конкуренции в муниципальном образовании «Инзенский район» посредством анкетирования;
- осуществляется мониторинг состояния и развития конкурентной среды на тынках товаров и услуг;
- осуществлена реализация Плана мероприятий по содействию развитию конкуренции;
- проведен анализ достижения целевых показателей.
Доля достигнутых целевых показателей Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на территории муниципального образования «Инзенский район» за 2020 год составляет 100%, из 18 показателей выполнено 18.
Доля аукционов в электронной форме в общем объеме конкурентных способов определения поставщика составляет около 80%.
Развитие конкуренции в МО «Инзенский район» предполагается осуществлять путем использования следующих инструментов:
- оказание содействия в продвижении продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления в сфере закупок;
- проведения в районе оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации МО «Инзенский район», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Для улучшения состояние конкуренции на рынках Инзенского района планируется:
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства за счет создания благоприятной среды на территории Инзенского района;
- содействие в привлечение на территорию района инвесторов и содействие в реализации инвестиционных проектов на территории МО «Инзенский район».
Глава Администрации
МО «Инзенский район» А.И.Макаров