Очень часто, выбирая товара, потребитель заключает договор с продавцом с условием последующей доставки товара. При этом покупатель может оплатить как всю стоимость покупки сразу, так и частично. Продавец, в свою очередь, обязуется обеспечить доставку товара в указанные в договоре сроки.
Тем не менее, на практике, возникают ситуации, когда обещанного товара приходится ждать очень долго. В этой ситуации не только нарушено право потребителя на своевременное получение товара, но и причинен определенный дискомфорт, нарушение планов и другие неудобства. Как, например, если заказанная мебель не доставлена в срок, потребитель может испытывать серьезные бытовые неудобства.
За нарушение срока передачи товара покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков, причиненных вследствие нарушения срока доставки товара (ст. 15 Гражданского кодекса К РФ; п. п. 1, 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» N 2300-1).
Кроме того, если товар был предварительно оплачен покупателем полностью или частично, то в случае нарушения срока доставки с продавца может быть взыскана неустойка (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки, но не более суммы предварительной оплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» N 2300-1).
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
В этой связи следует учесть важные моменты. Во-первых, потребителю необходимо позаботиться о том, чтобы дата фактической доставки товара была зафиксирована документально ( в акте приемки - передачи товара, либо в акте доставки и пр.). Это нужно для того, чтобы дату фактической доставки товара сверить с датой доставки, указанной в договоре. Соответственно, еще на стадии заключения договора, нужно проконтролировать, чтобы все данные о продавце, о товаре, о сроках доставки были указаны в договоре купли-продажи. Во-вторых, претензию о выплате неустойки и убытков (при их наличии) следует предъявлять в двух экземплярах в письменной форме, один экземпляр с отметкой о вручении, оставить у себя (либо заказным письмом с уведомлением по почте).
В случае отказа продавца удовлетворить требования потребителя добровольно, спор подлежит разрешению в судебном порядке, где помимо взыскания неустойки и убытков, потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от цены иска за неудовлетворение его требований в добровольном порядке.