Очередным практическим шагом в деле формирования цивилизованного рынка жилищно - коммунальных услуг является закрепление основных принципов, которых намерены придерживаться все участники, заявляющие интерес в сфере управления многоквартирными домами:
- Во главу угла любой хозяйственной деятельности в коммунальном секторе ставится качество жилищно - коммунальных услуг для конечных потребителей. Основное условие - прозрачность ведения частного бизнеса, решение задач стабилизации и развитии коммунальной инфраструктуры.
- Участие частного бизнеса в перестройке коммунального хозяйства носит целевой характер - это работа по содержанию и ремонту жилья, в том числе по отдельным проектам на местном уровне с активным участием всех заинтересованных сторон.
- Партнерство власти, бизнеса, общественных и некоммерческих организаций в производственно - финансовой сфере ЖКХ, соблюдение баланса интересов в деятельности по преобразованию коммунальной инфраструктуры означает оптимальное сочетание бюджетных возможностей власти, финансовых вложений частного бизнеса и платежеспособного спроса на жилищно - коммунальные услуги со стороны потребителей.
- Власть, бизнес, общественные и некоммерческие организации берут на себя равную ответственность перед обществом по созданию системы контроля за предоставлением жилищных и коммунальных услуг, обобщению и распространению передового опыта по реформированию ЖКХ.
- При формировании системы координации в отрасли ЖКХ органы местного самоуправления исходят из того, что главным критерием является предоставление населению качественных и бесперебойных жилищно - коммунальных услуг.
- Соблюдение принципов честной конкуренции в отрасли ЖКХ достигается путем мониторинга деятельности юридических лиц, задействованных в сфере ЖКХ, обеспечение муниципальных заказов на условиях открытых конкурсов. Муниципальные органы власти при этом принимают во внимание рекомендации органов исполнительной власти Правительства Ульяновской области.
- Достижение прозрачности в отношениях власти, бизнеса и потребителей в ходе диалога и гласности позволит избежать неконструктивной взаимной критики при осуществлении партнерства в коммунальной сфере.
- Все участники придерживаются принципов открытости ведения бизнеса в коммунальной сфере, безусловному исполнению требований Жилищного кодекса и действующего законодательства в этой сфере.
- В области социально-трудовых отношений работодатели создают работникам жилищно-коммунальных предприятий условия, обеспечивающие достойную оплату труда, содействуют развитию кадрового потенциала отрасли, повышению престижа профессий.
- Совместными усилиями власти, бизнеса и общественности способствовать развитию территориального самоуправления.
Предложения по принятию первоочередных решений со стороны: 1. Органов местного самоуправления:
- В целях стабилизации и развития коммунальной сферы инициировать создание соответствующей системы по взаимодействию всех участников потребительского рынка в сфере ЖКХ.
- На уровне муниципалитета создать условия для развития коммунальной инфраструктуры, которые включают:
- проведение инвентаризации муниципального жилого фонда и оценки объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить анализ работы хозяйствующих субъектов, задействованных в сфере ЖКХ с опубликованием в СМИ;
- Создать условия для привлечения в коммунальный сектор средств инвесторов. На базе прозрачных процедур оценки инвестиционных рисков сформировать институт предоставления муниципальных гарантий частным инвесторам в коммунальной сфере.
- Организовывать семинары с уполномоченными представителями собственников жилых домов по разъяснению жилищного законодательства.
- Способствовать созданию и развитию территориальных органов самоуправления, ТСЖ, институтов уполномоченных представителей собственников многоквартирных домов.
2. Бизнеса, работающего в жилищно-коммунальной сфере:
- Обеспечить предоставление потребителям качественных и безопасных услуг, не допускать реализацию услуг, несоответствующих и не отвечающих требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей», правил предоставления ЖКУ и Жилищного Кодекса РФ.
Предложения по принятию первоочередных решений со стороны: 1. Органов местного самоуправления:
- В целях стабилизации и развития коммунальной сферы инициировать создание соответствующей системы по взаимодействию всех участников потребительского рынка в сфере ЖКХ.
- На уровне муниципалитета создать условия для развития коммунальной инфраструктуры, которые включают
- проведение инвентаризации муниципального жилого фонда и оценки объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить анализ работы хозяйствующих субъектов, задействованных в сфере ЖКХ с опубликованием в СМИ;
- Создать условия для привлечения в коммунальный сектор средств инвесторов. На базе прозрачных процедур оценки инвестиционных рисков сформировать институт предоставления муниципальных гарантий частным инвесторам в коммунальной сфере.
- Организовывать семинары с уполномоченными представителями собственников жилых домов по разъяснению жилищного законодательства.
- Способствовать созданию и развитию территориальных органов самоуправления, ТСЖ, институтов уполномоченных представителей собственников многоквартирных домов.
2. Бизнеса, работающего в жилищно-коммунальной сфере:
- Обеспечить предоставление потребителям качественных и безопасных услуг, не допускать реализацию услуг, несоответствующих и не отвечающих требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей», правил предоставления ЖКУ и Жилищного Кодекса РФ.
- при выявлении уполномоченными представителями собственности жилых домов грубых нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей», правил предоставления ЖКУ срочно принимать меры к их устранению, с информированием о принятых мерах.
- В случае предъявления претензий к качеству предоставленных услуг со стороны потребителей, участвовать совместно с общественными и некоммерческими организациями, в досудебном урегулировании споров, разрабатывая и согласовывая с общественностью мероприятия по вскрытым недостаткам с конкретными сроками исполнения.
- Регулярно проводить «Круглые столы» и «переговорные площадки» на территории обслуживающих организаций с обсуждением вопросов, возникших между собственниками жилых помещений и службами бизнеса.
- Информировать жителей домов о конкретных работах, выполненных по дому, путем проведения общих собраний жителей или размещения информации на информационных стендах жилых домов в сроки, оговоренные в договорах на управление жилыми домами;
- Предпринимать все действия направленные на защиту интересов жителей муниципального образования от необоснованных переплат и недопоставок контрагентами жилищно - коммунальных услуг. Для чего выступать совместно с представителями жильцов в переговорных процессах с поставщиками ( контрагентами) жилищно - коммунальных услуг в целях обеспечения жителей качественными и бесперебойными услугами.
3. Общественных и некоммерческих организаций:
- Оказывать помощь потребителям по соблюдению Закона РФ «О защите прав потребителей». Жилищного Кодекса РФ и правил предоставления ЖКУ и других нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения потребителей и производителей услуг.
- Рассматривать совместно с представителями бизнеса конфликты, возникающие между исполнителями и потребителями, не доводя дело до суда.
- Участвовать в работе «Круглых столов» и «переговорных площадок», которые проводят фирмы бизнеса для решения спорных вопросов и информирования потребителей.
- Проводить разъяснительно - просветительскую и культурно- массовую работу среди населения.
4. Собственников жилья:
- Проводить общие собрания собственников по вопросу избрания из числа собственников уполномоченного представителя (старшего по дому, председателя совета дома) и (или) уполномоченных представителей (совет дома), для решения возникших вопросов по содержанию общего имущества жилого дома.
- Приглашать на общие собрания собственников для организации взаимодействия по возникшим вопросам представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, управляющие организации, общественные и (или) некоммерческие организации.
- Создать «общественные жилищные дружины» для взаимодействия с органами исполнительной власти.
- Оказывать помощь уполномоченным органам в работе по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержанию и использованию общего имущества собственников в многоквартирных жилых домах, принимать участие в субботниках по благоустройству, озеленению и содержанию придомовых территорий.